Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Выставка «Парки и усадьбы»

26.07.2016

22 июля 2016 г. в Скопинском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Парки и усадьбы» из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина.

Искусство создания садов получило распространение вместе с развитием земледелия. О «висячих садах Семирамиды» в Месопотамии упоминают древние авторы. Неслучайно «висячие сады» почитались в Древнем мире как одно из «Семи чудес света».

В XVII – XVIII столетиях в Западной Европе получает распространение сначала тип французского регулярного парка с идеально упорядоченной планировкой и зелеными массивами, оформленными в виде геометрических фигур. Затем, в конце XVIII века, английский пейзажный парк. В его планировке искусно использовался естественный рельеф местности. Криволинейные дорожки, извилистая линия берегов водоемов дополняли впечатление нетронутого, но обжитого человеком чудесного уголка природы.

В России получили блестящее развитие оба типа парка. Но во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, многие процветающие дворянские имения пришли в упадок.

В советскую эпоху тема дворянских усадеб была непопулярной, поскольку не вписывалась в отведенные искусству идеологические рамки. Это время безжалостного уничтожения дворянских усадеб или приспособления их под народнохозяйственные нужды. Так некоторые из усадеб начинают использовать в качестве санаториев и домов отдыха.

Не обойденными вниманием оказались те усадьбы, которые в советскую эпоху были связаны с именами вождей революции. Подтверждением тому являются графические листы Ш. Бронштейна и И. Масленниковой, выполненные в подмосковных Горках.

Страшный урон, нанесенный войной, заставил обратить внимание на ценность архитектурных памятников прошлого. В линогравюре И. Соколова из серии «Что разорил враг» (1944) изображен знаменитый архитектурный ансамбль «Петергоф» в своем довоенном виде, что вызывает особое чувство невосполнимой утраты.

На выставке представлены графические листы театральных художников В. Дубинина и Е. Борисова, созданные к постановкам пьес Тургенева, Чехова, оперы Чайковского.

В 1990-х годах в общественном сознании меняется отношение к историческому и культурному наследию, к дворянскому имению как средоточию материальной и духовной культуры 18-19 веков.

Одновременно с первыми попытками восстановления заброшенных и разрушенных усадеб в конце 20 столетия в искусство возвращается ностальгия по романтическим паркам, освещенным солнцем и утопающим в цветах верандам, уютным интерьерам XIX века. В эту атмосферу погружают работы И. Власова и В. Агеева.

Выставка из фондов Рязанского художественного музея не претендует на всеобъемлющее раскрытие темы парков и усадеб. Ее цель — еще раз дать почувствовать, что в любые эпохи, несмотря на исторические катаклизмы, тяга человека к прекрасному миру растений оставалась неистребимой. Одной из наиболее распространенных форм выражения восхищения его разнообразием и совершенством стало искусство садов и парков, талантливо претворенное в российских дворянских поместьях.

Источник: сайт Скопинского краеведческого музея