Музеи Рязанской области
Ru
Музеи Рязанской области от А до Я
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Сентябрь 2021
ПНВТСРЧТПТСБВС
2
5
6
7
12
17
19
20
21
24
26
27
28
29
30
МУЗЕЙ 2020: Каким Вы видите музей через пять лет?

Золотой век японской гравюры

23.07.2021

22 июля 2021 в 16 часов в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина состоялась презентация выставки  произведений японской ксилографии

Передвижная выставка коллекционных  графических работ японских художников эпохи Эдо  предоставлена компанией «Арт центр» из Санкт-Петербурга. Рязанские зрители уже не раз знакомились с познавательными выставочными проектами «Арт центра»: литографиями Рене Магритта, Анри де Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо из европейских коллекций, экспонировавшимися в залах музея ранее.

«Картины ускользающего мира» — по-японски «укиё-э» — такое название носит графика эпохи Эдо  (XVII – первая половина XIX века)  с самыми разнообразными сюжетами: от уличных жанровых сценок, литературных сюжетов, до иллюстрации мест известных преступлений, портретов гейш, актеров театра кабуки и изображений птиц и цветов. В Японии была необычайно популярна цветная гравюра: ею украшали веера, интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов. 

Техника исполнения укиё-э — ксилография (гравюра на дереве). Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал расцветку отдельных деталей, резчик переносил картину на доску, а печатник подбирал цвета и переносил изображение на бумагу. На каждом листе обязательно давалась краткая информация о сюжете. На тот момент ксилография была дешёвым, доступным средством массовой информации.  Демократический  характер гравюры заключался не только в ее содержании, дешевизне и доступности, — в ней наиболее тесно соприкоснулись понятия утилитарного и прекрасного. Заимствованное из философии дзэн-буддизма понятие «укиё-э» подчеркивает эфемерность исчезающих мгновений жизни и умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени. Ксилография быстро полюбилась широким массам горожан и почти два столетия была самым популярным и значительным видом японского изобразительного искусства. Развлекательную и информативную функции гравюра сохраняла на протяжении всей своей истории, независимо от смены стилей.    

Расцвет укиё-э тесно связан с периодом возвышения Эдо — современного Токио. Уже к началу XVIII века город обладал миллионным населением и превосходил по размерам все европейские столицы.  Эпоха Эдо — период расцвета не только  изобразительного искусства Японии, но и  литературы, поэзии, театра. Слава признанных шедевров ксилографии, созданных такими мастерами, как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада, Китагава Утамаро, быстро вышла за пределы Японии. На выставке представлены работы из знаменитых серий  «36 видов Фудзи» Кацусики Хокусая, «53 станции Токайдо» Андо Хиросигэ, «Альбом птиц и цветов» Коно Байрэя и «Комические виды знаменитых мест в Эдо» Утагавы Хирокагэ.                                                                  

Экспозиция  состоит из 63 ксилографий и подробных информационных стендов с описанием особенностей каждого жанра, что позволяет полнее познакомиться с традиционным видом японского искусства, оказавшим значительное влияние на европейский  модернизм начала ХХ века.  

Выставка продолжит работу до 3 октября 2021 года.


Создание сайта – Kesote Web