Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

В Рязани стартовал курс лекций по анимации

14.11.2016

9 ноября 2016 года в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» стартовал курс лекций «Из истории анимации. Правдоподобие невероятного». В качестве лектора выступил режиссёр, кандидат искусствоведения, профессор кафедры информационных технологий в графике и дизайне Рязанского государственного радиотехнического университета Николай Царёв.

Год назад в картинной галерее уже проходили лекции, посвящённые истории кинематографа – специальный курс слушателям читал киновед Владимира Холмогорский. Его коллега, Николай Царёв, решил не повторять то, о чём рассказывал его предшественник, а сконцентрировался на такой составляющей киноискусства, как анимация. Разговор с аудиторией не обошёлся ни без исторических, ни без философских экскурсов.

Желание запечатлеть движение, остановив мгновение, было свойственно ещё древнему человеку – об этом свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах. О возможности одушевления картин упоминал в своих трактатах Лукреций, а в X-XI веках в Китае появился теневой театр, ставший своеобразной предтечей изобретений XIX века. Предвосхищали появление первых работ в этой сфере и блокноты, появившиеся на рынке в XV веке. Листая их, можно было заставить изображение двигаться. Впрочем, этим аттракционам было далеко до настоящего анимационного искусства.

На исходе века начинаются первые серьёзные эксперименты по оживлению движения. Пионером в этой работе стал Жозеф Плато, который в 1832 году изобрёл фенакистископ (от слов «обманщик» и «смотреть»). Прибор со сложным названием имел на редкость простую конструкцию – 2 барабана с прорезями, в которые вставлялись картинки. При вращении создавалась иллюзия движения изображения. Работа фенакистископа базировалась на принципах персистенции – свойстве глаза удерживать движение, даже когда оно уже завершено, а также стробоскопическом эффекте – движении при перемещении неподвижных фигур. Последователем Плато стал Симон фон Штампфер. Он усовершенствовал прибор предшественника, назвав его стробоскоп. Отдельные рисунки он заменил бумажной лентой, сделавшей движение непрерывным.

Серьёзный вклад в развитие кинематографии внёс Эдвард Мейбридж. Он увлекался фотографией. Итогом его увлечения стало изобретение зоопраксиноскопа, где рисунки были заменены снимками животных. Движения животных Мейбридж исследовал в мельчайших деталях, немало сделав и для сферы живописи – именно у него мастера кисти и холста черпали реалистические черты в изображении животных.

Большой вклад в развитие анимации внёс француз Эмиль Рейно. Сын часовщика, он увлекался фотографией и механикой. Любовь к киноискусству родилась у него из этих увлечений – он разработал аппарат, где прорези для картинок были заменены на зеркальную призму. Вращая призму, можно было видеть изображения с бумажной ленты. Сюжеты рисунков для показа Рейно брал из комедии дель-арте, а также из реальной жизни. В 1892 году в музее Гривен Рейно устроил первый киносеанс. На каждой катушке для показа было более 600 рисунков. Усовершенствовал мастер не только устройство, но и материалы для показа – сначала это была матерчатая плёнка, после – металлическая, ещё позже – целлулоидная плёнка 35 мм с перфорацией. За семь лет Рейно осуществил более 13 тыс. киносеансов, что позволило ему разбогатеть. Конец его процветающей киноимперии положил изобретение братьев Люмьер в 1895 году. На сеансы зрители перестали приходить, а Рейно уничтожил практически все свои работы, а также аппарат. Умер великий изобретатель в приюте для бедных.

Следующая лекция курса состоится в следующую среду, 16 ноября в 19.00. Речь на встрече пойдёт о мирах Уолта Диснея.

Источник: портал VezdeKultura