Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

«Вся жизнь балет»

22.01.2016

     22 января 2016 года в музее – заповеднике «Усадьба С.Н. Худекова» состоялось мероприятие, посвященное 135 – летию со дня первой постановки балета «Зорайя, или Мавританка в Испании» «Вся жизнь балет».

     «Публика ходит в балет любоваться на воздушные легкокрылые создания и восторгаться вечно улыбающимися  и жизнерадостными на сцене служительницами Терпсихоры» – так писал С.Н. Худеков – дворянин, драматург и историк балета, либреттист, редактор и издатель «Петербургской газеты», а так же создатель 2-х парков – дендрариев Ерлинского и Сочинского.

       Этот человек не понаслышке знал о балете. Екатерина Вазем вспоминала, что «в среде балетоманов Худеков пользовался известным авторитетом, как бесспорно,  самый просвещенный из них знаток балетного дела».

       Сергей Николаевич на протяжении многих лет собирал уникальную коллекцию рисунков, фотографий, гравюр, акварелей театральных костюмов, балетных туфель, документов по истории русской и западноевропейской хореографии 17-19 веков. Это был целый театральный музей редкостей, второй по величине в России после А.А. Бахрушина в Москве.

       Свои труды он воплотил, создав четыре тома Истории танцев. Работа продолжалась не один год. К печати труд был подготовлен в 1914 году. Один за другим выходят в свет 1, 2 и 3 тома. А вот судьба 4 тома сложилась трагично. В 1916 году в типографии случился пожар и 4-ый том Истории танцев сгорает. Осталось лишь несколько сигнальных экземпляров. Один из них с собственноручными поправками самого Сергея Николаевича Худекова. После этого том ушел на тиражирование. Несмотря на все трудности, четвертый том Истории танцев до читателя все-таки дошел. Но это будет позже…

       А сначала в 1877 году балетмейстер Мариус Петипа обращается к С.Н. Худекову. Из книги Д. Лешкова «Мариус Петипа»: «Это был первый опыт Петипа, обратиться за сотрудничеством по составлению программы к русскому литератору. Сергей Николаевич вполне оправдал надежды балетмейстера и разработал для балета весьма занимательную полную драматизма программу, давшую канву для самых разнообразных танцев, достойных Петипа…».

      Популярность «Баядерки» превзошла все ожидания. Спектакль держался несколько сезонов и дошел до наших дней со времен С.Н. Худекова. Право участвовать в «Баядерке» оспаривали лучшие танцовщики и танцовщицы, а партия Никии была престижной, её передавали, как эстафету.

      Вот что пишет о ней Е. Вазем: «Хорошо принимали поставленную для меня «Баядерку», сюжет которой был разработан балетным критиком С.Н. Худековым.

      А дальше, 29 января  1878 года состоялась премьера балета «Роксана – Краса Черногории», созданный теми же авторами, Худековым и Петипа. Следующий балет  - «Весталка»,  и уже в 1881 году петербургские зрители увидели большой балет «Зорайя, Мавританка в Испании», который стал продолжением целого ряда постановок, в которых реальные события соприкасались с миром грез и фантазий.

      Прима – балерина Мариинского театра Екатерина Оттовна Вазем вспоминала, что «Петипа ставил „Зорайю“ с большим удовольствием. Удачно и умело он сплел в этом балете испанскую хореографию с восточной, экзотической. Виллано, морены и ронденьи чередовались с пляской бедуинов, абиссинцев и т. п., а также с чистой классикой райских гурий в картине сна. Монтировка балета по тому времени была роскошная. Декорации не оставляли желать ничего лучшего.»

      Либреттист-профессионал С.Н. Худеков в каждой своей работе придерживался хода:  развлекая – просвещай. Но история в либретто лишь фон, лишь антураж, главное же – беспредельная любовь, та,  что сильнее смерти.

      В ходе мероприятия участникам мероприятия был показан отрывок из балета «Баядерка».