4 февраля 2016 года в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина состоялась встреча с искусствоведом, ведущим научным сотрудником Государственного исторического музея, хранителем живописи Натальей Перевезенцевой.
Наталья Андреевна – давний друг Рязанского художественного музея: в сотрудничестве с ней рязанские музейщики реализовали более десятка выставочных проектов. Одним из них стала экспозиция «Патриархальная Россия. Купеческий портрет 18 – начала 20 веков» из собрания ГИМ, куратором и организатором которой является Наталья Перевезенцева.
Встреча с экспертом состоялась в зале, где сейчас представлены полотна из собрания ГИМ. Последнее сейчас насчитывает около 4 тысяч живописных произведений. Купеческие портреты, подчеркнула Наталья Перевезенцева, являясь значимой часть коллекции ГИМа, составляют совершенно особое явление в истории искусства, рассказывая о сословии, которое традиционно считалось чрезвычайно закрытым для глаз постороннего.
– Это были активные люди, «выбившиеся» из привычного замкнутого круга. Появляются совершенно новые люди, – сказала эксперт.
К созданию портретов, рассказала Наталья Перевезенцева, привлекался широкий круг художников – портреты купцов и их родных писали такие известные мастера, как В. Тропинин, В. Серов, а также Николай Мыльников, имя которого связано с «живописным рассказом о купечестве». Созданные художниками работы, большую часть которых можно сейчас увидеть только в музее, доносят до нас историю не только отдельно взятой семьи или рода, но и являются рассказом о человеческой судьбе, подчас – полной трагизма.
– Эта выставка – рассказ о трагизме бытия, тех, чьи трудные судьбы остались нашему музею. Украшений на этой выставке вы не увидите, здесь есть нечто другое – философский рассказ о человеческой жизни, – рассказала искусствовед.
Рассказывая о самом закрытом сословии, купеческие портреты таят в себе немало загадок, которые открываются постепенно и неохотно – подчас для того, чтобы установить того, кто изображён на портрете, требуется немало сил и времени, а работа в архивах даёт неожиданный результат, позволяя по-иному взглянуть на изображённых на полотне людях.
– Вот, например, портрет Петра Боткина, человека незаурядного склада ума. В последние годы жизни он был старостой московских храмов, в том числе – храма Христа Спасителя, – рассказала она, напомнив собравшимся известный в позапрошлом веке анекдот про представителя известной фамилии.
На первый взгляд кажущиеся скучными и тёмными, купеческие портреты, уточнила Наталья Перевезенцева, открываются тому, кто смотрит на них как на важную составляющую истории страны и народа.
– Портреты надо любить. Их нельзя не видеть, – сказала она.
Узнать подробнее о каждом экспонате, который сейчас представлен на выставке в Рязанском художественном музее, можно из каталога, который подготовлен сотрудниками ГИМа.