Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Дивный, новый мир

09.11.2015

5 ноября 2015 года в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» стартовал курс лекций по истории киноискусства. Окунуться в прошлое одного из самых молодых искусств желающих пригласил киновед, преподаватель РГРТУ Владимир Холмогорский.

Как сказал лектор, ожидающие услышать лишь сухой набор фактов об истории кинематографа, будут разочарованы. Его рассказ, подчеркнул он, – лишь субъективная попытка оценить развитие искусства, появление которого стало одним из чудес рубежа веков, рассказать о людях, внесших свой вклад в развитие кинематографа. Часто их судьбы и достижения, подчеркнул эксперт, остаются за рамками увесистых трудов, посвящённых кино. А, между тем, многие из них своими исследованиями, экспериментами в значительной степени подготовили прибытие на вокзал ла Сьёта того самого знаменитого поезда братьев Люмьер.

Одна из первых попыток превратить статичный мир в движение связана с именем Эдварда Мейбриджа. Сделав более 800 фотосессий людей и животных, он с помощью проекции заставил картинку двигаться, оживив ту эпоху, которая застыла для нас на полотнах прерафаэлитов. Впрочем, если те «полшага», которые Мейбридж сделал к появлению первой киноленты, прошли вполне мирно, то судьбы его последователей вполне могли бы стать основой для детектива или триллера. Так¸ для Эмиля Рейно, изобретателя оптического театра, появление кинематографа стало роковым – он утопил свой аппарат в Сене и уничтожил снятые картинки, напоминавшие современные мультфильмы, сохранилась лишь пара его работ. Судьба же человека, усовершенствовавшего конструкцию Рейно – Луи Лепренса, изобретателя хронофотографического аппарата, и вовсе сложилась трагично. Таинственным образом, он исчез из купе поезда, направлявшегося в Париж. Тело и вещи его не были обнаружены. Лишь в 2003 году в архивах была обнаружена фотография утопленника, напоминавшего Лепренса, однако тайна его гибели не раскрыта до сих пор.

На этом фоне личных трагедий и неудачных попыток победить, судьба Томаса Эдисона, присоединившегося к воплощению идей, витавших в воздухе, выглядит вполне благополучной. «Человек, который изобрёл всё», Томас Эдисон, как говорится, вложился в изобретение – создал перфорированную плёнку, устроил павильон «Чёрная Мария» (такое название он получил в связи с тем, что помещение было обито черной тканью, на фоне которой лица людей смотрелись лучше), и начал снимать. И пусть то, что выходило на свет, пока также не было кино в привычном понимании этого слова, но – учитывало интересы зрителя, а ещё и разговаривало и даже чихало на зрителя (в этом помог изобретённый учёным фонограф). Так показывал Эдисон публике и пожар, и исторические сцены, и танец живота в исполнении некоей популярной в то время Фатимы, и интимные сцены под названием «Поцелуй». Впрочем, последние дорого обошлись изобретателю – пресса и общество обратило на него весь свой гнев, обвинив в нарушении всяческих приличий. Для тех, кто остался верен искусству, Эдисон изобрёл специальный прибор – кинетоскоп, позволявший смотреть его творения одному человеку. Впечатление от работы устройства было сильное – чего стоит хотя бы женщина, которая, посмотрев казнь Марии Стюарт, заявила в полиции, что у неё на глазах человеку отрубили голову. Разобравшись со стражами порядка, которые сразу же нагрянули к нему искать труп, Эдисон, недолго думая, коммерциализировал идею – его новые работы можно было приобрести только в комплекте с кинетоскопом. Одно из таких устройств и приобрёл отец знаменитых братьев Люмьер.

По стечению обстоятельств, успешные предприниматели, братья Люмьер увлекались и техникой – усовершенствовав прибор Эдисона, они изобрели свой, способный снимать движение. А дальше начались бесконечные эксперименты с объектами для съёмки – сначала это были фабрика, принадлежавшая Люмьерам, затем – аналоги современного игрового кино, и, конечно, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьёта», символ новых вершин, которое мечтало покорить человечество.

Узнать, что было дальше, все желающие смогут на следующей лекции Владимира Холмогорского, которая состоится 11 ноября в 19.00. Вход свободный.

Источник