Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
6
7
10
13
15
16
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Старорязанская археологическая экспедиция. Итоги сезона 2016 г

14.10.2016

Работы Старорязанской экспедиции в 2016 г. были направлены на продолжение и завершение исследований предшествующих лет и проводились на Северном городище Старой Рязани и городском посаде.

На Северном городище продолжались раскопки обширного участка в юго-восточной части памятника (раскоп 40), ограниченного с юга валами, а с востока – крутым берегом р. Серебрянки, оползни и осыпи которого, разрушающие культурный слой, и стали причиной этих работ.

С раскопом 40 2010-2016 гг. оказались смежны участки исследований предшествующих лет – траншея В.А. Городцова 1926 г. и раскоп 4 А.Л. Монгайта 1966-1967 гг., так что, в итоге, исследованным оказался обширный участок, позволяющий довольно полно представить себе планировку городского квартала Старой Рязани.

На участке были исследованы фрагменты оборонительных сооружений Северного городища, жилая застройка со следами улицы, городской некрополь.

В 2016 г. продолжались исследования всех трех элементов территории.

Были исследованы остатки древо-земляной стены города XI-XII вв. с довольно хорошей сохранностью конструкций первого этапа строительства, датируемого серединой – второй половиной XI в. и состоявшие из ряда срубов-городень, засыпанных грунтом. Получены новые данные о последующих перестройках стен: было установлено, что второй ярус фортификаций состоял из двух рядов городень, второй из которых служил своеобразным контрфорсом для передней стены.

Были открыты следы многочисленных построек с глинобитными печами, следами межусадебных частоколов, позволяющих представить планировку квартала, сформировавшегося, судя по находкам, уже к середине XI в. Наиболее активная жизнь на участке проходила в конце XI – второй половине XI Iв. Именно к этому периоду относится большая часть находок, среди которых представлены предметы быта, украшения, хозяйственный инвентарь.

Во второй половине XII в. исследованный участок был занят городским кладбищем, чему предшествовали большие нивелировочные работы: места бывших построек были засыпаны слоем суглинка, что, возможно, отражало какие-то представления горожан о необходимых условиях для размещения некрополя на месте бывшего жилья, своеобразное «очищение» места. В 2016 г. исследовалась центральная часть кладбища. В нескольких погребениях были найдены остатки воротников с золототканной тесьмой (Рис. 5).

С исследованным кладбищем связана находка клада ювелира № 17, открытого в 2013 г. В последующие годы в ходе раскопок продолжались сборы отдельных предметов из клада, а именно набора бронзовых ювелирных матриц, которые вероятно лежали в верхней части комплекса и впоследствии были распаханы. В 2016 г. коллекция матриц, включающая уже более 80 предметов, пополнилась еще несколькими экземплярами.

На городском посаде работы на раскопе 46 также были продолжением большого исследования участка городской застройки верхней надпойменной террасы, расположенной под склоном Северного городища (раскопы 45 и 46). В 2016 г. работы на раскопе 46 были завершены и дали уникальные материалы по ранней истории города. На территории посада сложились уникальные условия для сохранения стратифицированного культурного слоя, позволяющие четко разделись этапы освоения этого участка. Было открыто не менее 5 этапов перестроек в рамках XI в. с остатками жилых и хозяйственных построек, в том числе с остатками деревянных конструкций – нижних венцов срубов, настилов, частоколов. Это существенно расширило наши представления о постройках Старой Рязани, поскольку на территории самого городища деревянные элементы построек не сохраняются. Находки раскопа пополнили коллекцию раннего комплекса древностей Старой Рязани, датируемого началом – серединой XI в. Это характерные украшения лунницы, сердоликовые бусы и стеклянный бисер, предметы вооружения и керамика. В целом, новые данные подтверждают гипотезу о становлении города в 20-30-гг XI в.

Кроме того, в нижних горизонтах раскопа были открыты следы, связанные с дославянским населением этого места – финским поселением VIII-Xвв. Под городскими слоями были исследованы остатки древней пашни с перекрестными бороздами, оставленными ралом. Этот горизонт сопровождался немногочисленными находками предметов и керамики, характерными именно для указанного культурного круга. Таким образом, на территории Старой Рязани в настоящее время открыт целый поселенческий комплекс финского населения Поочья, который включает в себя поселение на Северном мысу Старой Рязани, могильник с урновыми захоронениями праха на Северном городище и зону хозяйственной деятельности – пашню на надпойменной террасе Оки.

Третьим участком работ было продолжение исследования кирпичеобжигательной печи середины XVIII в., открытой в 2011 г. к югу от существующей Преображенской церкви, построенной в тот же период. Именно потребность в кирпиче для строительства храма стала причиной сооружения этого кирпичного завода. После окончания строительства печь была заброшена.

Задачей работ 2016 г. было определение габаритов и конструктивных особенностей этой печи. Было установлено, что яма, в которой располагалась двухъярусная печь – с верхней обжигательной камерой и нижней отопительной, с арочными тепловодными каналами, разделенные кирпичной решетчатой перегородкой – имела прямоугольную форму размерами 5 на 6 м. В северной части комплекса был устроен дымоход и затоп, сильно разрушенные поздним кладбищем. Тем не менее, сохранность основной постройки кирпичного завода XVIIIв., пока единственного столь полно исследованного археологами, позволяет провести его консервацию и музеефикацию с дальнейшим превращением в музей под открытым небом.

Из случайных находок 2016 г. на городище следует отметить бронзовую булаву хорошей сохранности, найденную на Южном городище недалеко от Спасского собора при расчистке его фундаментов и окружающей территории от травы. Булава представляет собой образец, типичный для начала XIII в. (Рис. 4). Подобные находят в городах, разрушенных монголами в ходе Батыева нашествия. Вероятно, старорязанский экземпляр также оказался в земле в момент штурма города войсками Батыя в декабре 1237 г.

Другой интересной находкой является комплекс железных предметов, найденный на северном склоне Северного городища, в осыпающемся берегу р. Серебрянка. Он включал компактно сложенные топор, нож, пешню, три пряжки и точильный камень (Рис. 6). Происхождение комплекса пока остается неясным, но все предметы, собранные вместе, были не новыми. Более того, топор был сломан: у него лопнул обух. Возможно, это вещи, предназначенные для ремонта или перековки. Это предстоит выяснить при дальнейших исследованиях участка находки.

И.Ю. Стрикалов, к.и.н., научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель Старорязанской археологической экспедиции

Источник: сайт РИАМЗ