Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
21
22
23
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

ГОСЗАДАНИЕ

Какая установлена форма задания для государственных и муниципальных учреждений культуры

Учредитель устанавливает требования к формированию государственного (муниципального) задания. Такую норму содержит статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Учреждение не может отказаться от выполнения задания. Тем самым оно гарантирует учредителю, что будет выполнять свои задачи и служить целям, ради которых создано (ч. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и п. 2.1 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Государственное (муниципальное) задание составляют по унифицированной форме. Все учреждения культуры используют в качестве шаблона форму задания федеральных учреждений в соответствии с приложением № 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 (далее – Положение). Региональные и муниципальные органы управления вносят лишь незначительные правки.

Форма задания содержит три части. Это сведения об оказываемых государственных (муниципальных) услугах, о выполняемых работах, а также прочие сведения о задании. В первых двух частях есть отдельные требования к показателям услуг и работ. Третья часть задания содержит общую информацию.

С чего начать составлять задание

Учтите потребности населения в услугах и работах при составлении задания. Соотнесите их с теми услугами, которые может предложить учреждение. Потребности населения определите исходя из количества потребителей и существующего объема уже предлагаемых и востребованных населением услуг.

Услуги и работы, которые может оказывать ваше учреждение, никакими документами не ограничены. Но они не должны быть противоправными и должны соответствовать видам деятельности (для автономных и бюджетных – видам основной деятельности), предусмотренным уставом вашего учреждения. Услуги, которые учреждение включает в задание, должны быть включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни и классификаторы государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Формулировки наименования услуг задания и базовых (отраслевых) перечней и классификаторов должны совпадать.

Внимание: вы не можете вести деятельность, не предусмотренную уставом. Если услуги, которые оказывает ваше учреждение по государственному (муниципальному) заданию, не входят в определенный уставом перечень видов основной деятельности, необходимо внести исправления в устав либо отказаться от выполнения «непрофильных» услуг.

Пример: дом культуры решил торговать алкогольной продукцией в розницу.

Такая деятельность будет противоречить основным целям учреждения. Учредитель, органы финансового контроля, иные контролирующие органы в этом случае потребуют прекращения такой деятельности и могут возбудить административное дело – в частности, за продажу алкоголя без лицензии.

Что такое перечни услуг и как их используют учреждения

Задание на 2018–2020 годы учредитель формирует по общероссийским базовым (отраслевым) перечням государственных и муниципальных услуг. Напрямую, без включения услуг из общероссийского базового (отраслевого) перечня в ведомственный. Если какой-либо услуги в базовом перечне нет, а также при необходимости включения в задание работ:

  • учредитель федерального учреждения при формировании задания воспользуется федеральным перечнем государственных работ и услуг, который составляется на основе нормативных правовых актов РФ и включает услуги и работы, не вошедшие в общероссийский (базовый) перечень;
  • учредитель регионального или муниципального учреждения дополнит задание услугами и работами, включенными в региональный перечень услуг и работ, которых нет в базовом перечне, но оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципальными правовыми актами.

Это следует из статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Разобраться в перечнях услуг и работ поможет наша таблица. При формировании заданий должны использоваться сведения из всех перечисленных в ней перечней.

Перечни услуг, которые учитывают при формировании задания на 2018 год

Перечень

Кто применяет

Что определяет

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам

Федеральные, региональные и муниципальные государственные учреждения культуры при формировании задания

Какие услуги будет оказывать каждое учреждение с учетом его вида, подведомственное учредителю. Услуги и работы из базового в федеральные и региональные перечни переноситься не должны

Федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы), оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации

Федеральные государственные учреждения культуры при формировании задания

Дополняют сведения базового перечня услугами и работами, оказание или выполнение которых предусмотрено федеральными и нормативными правовыми актами

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы), оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами)

Региональные и муниципальные государственные учреждения культуры при формировании задания

Дополняют сведения базового перечня услугами и работами, оказание или выполнение которых предусмотрено региональными нормативными и муниципальными правовыми актами

Минфин России выпустил приказ от 18 октября 2017 г. № 153н о перечнях видов деятельности, по которым будут формироваться базовые, федеральные и региональные перечни. На схеме посмотрите базовые перечни в сфере культуры и образования.

Отраслевые базовые перечни в сфере культуры и образования

Направление

Кто утверждает перечни

«Культура и кинематография»

Минкультуры России

«Издательская деятельность»

Минкомсвязь России

«Среднее профессиональное образование», «Высшее образование – бакалавриат», «Высшее образование – специалитет», «Высшее образование – магистратура», «Дополнительное образование детей и взрослых», «Дополнительное профессиональное образование»

Минобрнауки России

Базовые перечни формируют и ведут в электронной форме в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Услуги, которые не включены в базовые перечни, но предусмотрены законодательством, будут включены в федеральные и региональные перечни по указанным на нашей схеме направлениям. Федеральные и региональные перечни издаваться в форме бумажного документа не будут. Сведения об услугах (работах) из базового, федерального или регионального перечня понадобятся вам для заполнения таблиц установленной формы госзадания.

Совет: за учредителем оставлено право выбора услуг и работ из базового, федерального или регионального перечня. Если учредитель делегирует эту работу вам или просит представить предложения к проекту задания вашего учреждения, советуем принять активное участие в выборе из перечней услуг и работ для включения в задание.

Поручите это должностным лицам учреждения, наделенным от его имени полномочиями участника системы «Электронный бюджет».

Внимание: до 2018 года учреждения руководствовались ведомственным перечнем государственных и муниципальных услуг (работ), который их учредитель формировал на основе утвержденного Минкультуры России базового перечня «Культура, кинематография, архивное дело».

Как правильно заполнить таблицу по показателям в задании

Включите в задание требования к объему и качеству государственной (муниципальной) услуги (работы) (ч. 1, п. 3.1, 3.2 приложения № 1).

Все данные, характеризующие объем и качество услуги (работы), берут из соответствующих перечней, размещенных в системе «Электронный бюджет».

Включать ли в задание платные услуги

Платные услуги включайте в задание при соблюдении нескольких условий. Они должны относиться к основной деятельности учреждения, а на их оказание выделяют бюджетные средства. Для бюджетных и автономных учреждений это субсидия из бюджета на финансовое обеспечение выполнения на оказание услуг и выполнение работ. Казенным учреждениям выделяют бюджетные ассигнования на выполнение функций, и услуга (работа) должна быть включена в задание.

Пример: показ спектакля – это платная для посетителя услуга, которая включена в основную деятельность театра. Первый спектакль театр проводит в рамках исполнения задания, а второй – по собственной инициативе за счет средств заказчика или собственных доходов.

В задание вносят услугу по показу спектакля в количестве одной единицы. Включать в задание не надо те услуги и работы, которые относят к основной деятельности театра, но из бюджета не финансируют. Такие работы и услуги учитывают не в отчете по заданию, а в статистической отчетности. Все вышеперечисленное относится и к такой услуге, как посещение музея.

Может ли учреждение проводить мероприятия сверх установленного задания

Учреждение может проводить мероприятия сверх установленного задания. Но только если приносящая доход деятельность соответствует целям создания учреждения и не приводит к снижению объема и качества услуг, которые оказываются в рамках задания (абз. 2 ч. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, абз. 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

Для этого учреждение может заключить гражданско-правовые договоры с организаторами или исполнителями мероприятий, а может выполнить мероприятие сверх задания своими силами.

Как учредитель определяет размер финансирования на выполнение задания

Государственное (муниципальное) задание зависит от возможностей бюджета региона или муниципального образования (ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). Размер финансирования также зависит от набора услуг (работ) учреждения. Следовательно, увеличить финансирование возможно за счет расширения спектра оказываемых услуг и возможности бюджета их финансировать. Если денег в бюджете нет, все дополнительные услуги учреждение может оказывать за счет посетителей (на платной основе), не включая их в задание.

Нужны нормативные затраты, чтобы обосновать бюджетное финансирование учреждения. Затраты отражают потребность учреждения в трудовых, материальных и иных ресурсах для оказания услуги. По решению учредителя могут быть предусмотрены нормативные затраты и для работ.

Нормативные затраты на выполнение госзадания определяйте исходя из:

1) базового норматива затрат на оказание госуслуги и корректирующих коэффициентов к нему;

2) информации из соответствующего базового (отраслевого) перечня:

  • показателей отраслевой специфики, которые отражают ее содержание и форму;
  • единицы показателя, который характеризует объем услуги. Показатель приведен в соответствующих базовых (отраслевых) перечнях услуг и работ. Ознакомиться с этими перечнями можно в информационной системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru). Также перечни есть на сайте www.bus.gov.ru.

Нормативные затраты должны учитывать все расходы, которые необходимы для качественного оказания единицы услуги (работы). Это зарплата работников, приобретение материалов, услуги сторонних организаций и т. д. Все сложившиеся по данному направлению расходы делят на нормативный объем оказания услуги в год. Так рассчитывают нормативные затраты. На основании этих данных будет выделена субсидия на выполнение задания.

Вы найдете все, что входит в базовый норматив затрат для оказания услуги, в Общих требованиях, утвержденных приказом Минкультуры России от 9 июня 2015 г. № 1762.

Там же приведены формулы для расчета и методика их применения.

Пример: чтобы рассчитать нормативные затраты на показ спектакля, учтите расходы на зарплату всем занятым в постановке работникам театра, на лампы осветителям, батарейки звуковикам, гвозди монтировщикам, картон, расходные материалы гримерам и т. д. Умножьте полученную сумму на количество поставленных спектаклей в год.

Полученная цифра – нормативные затраты на показ спектакля. Эти сведения предоставьте учредителю для расчета субсидии. Если бюджет учредителя не в состоянии профинансировать нормативы затрат в полном объеме, приведите показатели объема задания в соответствие с финансовыми возможностями. Сократите в такой ситуации показатели объема задания, а оставшуюся часть запланированных спектаклей покажите за рамками задания. То есть учреждение выполнит услуги, относящиеся к основной деятельности, сверх задания за плату для физических и юридических лиц. Обязательно учтите это при формировании статотчетности.

Расчет субсидии находится в компетенции учредителя. Если учредитель поручит расчеты по субсидии самому учреждению культуры, его действия проверяющие органы признают неправомерными. Потому что органы государственной власти и местного самоуправления не должны передавать свои административные функции, в том числе полномочия по планированию бюджета (ст. 15.15.15 КоАП РФ).

Вы обязаны только предоставить учредителю данные, необходимые для расчетов. Например, сведения о ценах на билеты, перечень расходов, сведения о средней фактической цене посещения. Учредитель должен будет обосновать перед проверяющими органами, почему из нормативных затрат он вычел ту или иную сумму дохода от оказания услуг при расчете субсидии.

Субсидия – доход учреждения. Объем субсидии не может уменьшиться в течение срока выполнения госзадания. Исключение – случаи, когда государственное (муниципальное) задание изменяется. То есть если субсидия была предоставлена, учредитель не сможет сократить размер финансирования, оставив то же самое задание.

Ситуация: учредитель объявил об уменьшении субсидии на задание и о сокращении самого задания. Обязан ли руководитель в этом случае произвести сокращение штата и фонда зарплаты

Ответ зависит от того, какой вариант действий выберет руководство.

Как правило, на фонде оплаты труда сказывается уменьшение субсидии на задание, за счет которой выплачивают зарплату работникам. Вы можете уменьшить фонд оплаты труда, если сократите численность работников либо уменьшите зарплату без сокращения штата. Например, уменьшите или исключите из системы оплаты труда стимулирующие выплаты (надбавки, премии), переведете отдельных работников на неполный рабочий день или неделю, предоставите дополнительные неоплачиваемые отпуска. В этом случае вы принимаете решение самостоятельно (ст. 22, 74 ТК РФ). Но учредитель может дать другие прямые указания. Например, определить предельную штатную численность учреждения.

Еще один способ сэкономить субсидию – использовать заработанные средства на выполнение задания и обеспечить коммунальные платежи за счет собственных средств. Тогда сокращать фонд оплаты труда не придется. Кроме того, будут выполнены положения «майских» указов Президента РФ о повышении зарплат.

Ситуация: что делать, когда задание выдано, но средств на его выполнение не хватает

Вы не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания согласно законодательству. Если учредитель ограничен в средствах, попытайтесь убедить его снизить количество услуг или требования к их качеству. Однако в большинстве случаев учредитель на это не идет. Сложно представить ситуацию, когда муниципалитет в середине учебного года объявит, что у него нет средств на общее образование и поэтому учреждения будут учить 80 процентов детей либо учить всех, но без соблюдения требований ФГОС.

Поскольку недостаточный норматив – не основание для отказа от выполнения задания, вам остается лишь выполнять задание в рамках имеющихся средств. Соберите доказательства того, что выполнить задание еще более экономно невозможно. Регулярно обращайтесь к учредителю с просьбой разрешить ситуацию. Не забывайте о программе президентских грантов и грантов негосударственных некоммерческих российских и международных фондов.

Можно найти и другие источники дополнительного финансирования. Например, организуйте публичный сбор средств на проект – краудфандинг. Помните, что источниками финансового обеспечения учреждений могут быть пожертвования, гранты, предпринимательская и коммерческая деятельность.

Как учреждению предоставляют субсидию

Учредитель и автономные и бюджетные учреждения заключают соглашения о предоставлении субсидии на задание. В соглашении прописаны права и обязанности сторон, а также правила, условия и график получения субсидии. После поступления денег на счет учреждения вам не нужно подавать в региональный (местный) финансовый орган документы о возникновении денежных средств.

Формы соглашения с учредителем

соглашение о сотрудничестве (типовой формы нет)

государственный (муниципальный) контракт и гражданско-правовой договор

соглашение о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (на основе типовой формы, определяемой уполномоченными органами)

соглашение о предоставлении субсидии на иные цели (на основе типовой формы, определяемой уполномоченными органами)

соглашение о предоставлении субсидии АУ и БУ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (когда АУ или БУ покупает или создает недвижимое имущество)

соглашения о передаче АУ и БУ полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (когда в собственность учредителя приобретается недвижимое имущество с обязательным закреплением на балансе АУ или БУ)

Как внести изменения в задание при смене учредителя

Если у вас сменился учредитель, государственное (муниципальное) задание прекращается. Новое утверждается подписью нового учредителя, который будет обязан обеспечить его финансирование.

Если объем финансирования не уменьшается, показатели задания сохраняются (ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). Вы можете настаивать на уменьшении показателей задания, только когда уменьшается объем субсидии на его выполнение. В остальных случаях, в том числе и при смене учредителя, вопрос об уменьшении задания не обязательно будет решен учредителем положительно.

Как проверят исполнение задания

Учредитель проверит, как вы выполните задание (ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). По результатам проверки учредитель направит вам акт и требование об устранении выявленных нарушений, если они были. Но применять какие-либо меры бюджетного принуждения, требовать возврата средств учредитель не вправе, так как не является специализированным органом по контролю за соблюдением бюджетного законодательства.

Применять меры бюджетного принуждения по результатам проведения проверок вправе только органы внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля (ч. 2 ст. 265, ст. 266.1, 268.1 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетные и автономные учреждения не являются субъектами правонарушений, за совершение которых бесспорно взыскивают бюджетные средства. За какие нарушения и как вас могут наказать, смотрите в таблице.

Как накажут за невыполнение задания

Нарушение

Санкции

К кому применяют

Нецелевое использование бюджетных средств

Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ)

К главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных средств, в том числе казенным учреждениям

Невыполнение государственного (муниципального) задания

Работников, виновных в невыполнении задания, оштрафуют на сумму от 100 до 1000 руб., при повторном правонарушении – от 10 000 до 30 000 руб. Штрафы должностные лица оплачивают за счет собственных средств. Сами учреждения при этом к административной ответственности не привлекаются (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ)

К бюджетным, казенным и автономным учреждениям, которым учредитель утвердил задание

Внимание: с 1 января 2018 года статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ будет дополнена частью 6. В ней будет уточнено, что государственное (муниципальное) задание признают невыполненным в случае недостижения или отклонения показателей объема и качества оказываемых услуг и выполняемых работ, если такие показатели установлены в задании.