Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
6
7
9
10
13
15
16
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Школа музейного лидерства «Константиново»

28.08.2023

Музеи – хранители историко-культурной памяти, активные участники процесса формирования коллективной идентичности, институты социокультурного продвижения своих территорий. Их научная, просветительская, проектная, творческая деятельность способствует развитию диалога учреждений культуры с местным сообществом, а также влияет на образ территории, усиливая его привлекательность для гостей и туристов. Задачи культурной политики и изменяющиеся условия актуализируют поиски новых подходов к организации работы музеев с населением, форм взаимодействия и обмена опытом профессионалов и экспертов социокультурного развития.

На раскрытие возможностей и выявление «точек роста» в стратегическом планировании социально-экономического развития региона и роли музея в этом процессе нацелен новационный проект «Социокультурное проектирование в развитии территорий: музей и его ресурсы», первый этап которого – Школа музейного лидерства «Константиново» – стартовал 28 августа 2023 г. на базе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

Проект, который отныне станет ежегодным, реализуется музеем-заповедником совместно с Научно-образовательным центром «Гражданское общество и социальные коммуникации»кафедрой ЮНЕСКО Института государственной службы и управления ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ИГСУ РАНХиГС) при поддержке Российского культурологического общества и Министерства культуры Рязанской области.

Каждый год знаковые события в музейной сфере нашего региона неизменно привлекают гостей со всех уголков страны. Не стала исключением и Школа музейного лидерства: в этот раз к представителям музеев Рязани и Рязанской области присоединились специалисты из Калининграда и Оренбурга – директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, Заслуженный работник культуры РФ Юрий Комлев, выступивший в качестве эксперта, и заведующая информационно-коммуникационным сектором Калининградского историко-художественного музея Лианна Вердян. Всего в мероприятии приняло участие 28 музейных специалистов и 6 экспертов.

Первый день работы Школы начался с приветственного слова директора Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Бориса Иогансона и Круглого стола «Государственная региональная политика социокультурного развития территории и задачи Школы музейного лидерства “Константиново”». Расширение профессиональных компетенций работников учреждений социокультурной сферы, внедрение современных организационно-управленческих технологий в деятельность музеев, использование Пушкинской карты как инструмента совершенствования культурно-образовательной деятельности музеев – эти и другие темы обсуждались музейными специалистами при участии экспертов.

С установочной лекцией перед слушателями выступила доктор философских наук, профессор, директор НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС, профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС, председатель Президиума Российского культурологического общества, член Экспертно-общественного совета Министерства культуры РФ, член Общественного совета Росархива, Заслуженный работник Высшей школы РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры Ольга Астафьева.

После экскурсии по музею-заповеднику, украшением которой стало исполнение песенно-инструментальным ансамблем «Радуница» композиций на стихи Сергея Есенина, сессия продолжилась докладом кандидата исторических наук, начальника отдела организационно-методической работы в музейной сфере ГБУК РО «Центр развития культуры», эксперта исследовательской группы «Российская музейная энциклопедия», члена Российского культурологического общества Ирины Чувиловой об основных тенденциях и направлениях развития музейного мира.

Образовательная часть сменилась практической – участникам Школы музейного лидерства было предложено представить вниманию аудитории свои предложения и идеи по работе над проектами. Затем слушатели были разделены на четыре проектные команды.

Второй день, 29 августа, был посвящён работе творческой лаборатории социокультурного проектирования. Была также представлена экспертная лекция кандидата социологических наук, эксперта НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС, Заслуженного работника культуры РФ Светланы Горушкиной. Она рассказала присутствующим о грантовых ресурсах для проектной деятельности, а также об особенностях работы с понятием интеллектуальной собственности разрабатываемого проекта. Благодаря выступлениям Ирины Чувиловой и Ольги Астафьевой, а также доктора философских наук, профессора культурологии, руководителя Центра социокультурных инноваций Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, председателя Рязанского регионального отделения Российского культурологического общества Александра Соловьева и кандидата психологических наук, директора АНО «Центр современного искусства "Терция"», преподавателя кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета, члена Российского культурологического общества Анастасии Гетманенко музейные специалисты смогли углубиться в правовые, организационные и культурологические основы социокультурного проектирования в музейной сфере.

Под чутким руководством команды экспертов слушатели прошли сложный путь от идеи к проекту: изучали особенности территориального брендирования, учились управлять проектными ресурсами, регулировать информационно-коммуникационные процессы, взаимодействовать с партнёрами и негосударственным сектором.

На протяжении всего сентября, вооружившись полученными знаниями, инструментами, методами и кейсами, команды занимались самостоятельной работой над проектами.
 
28 сентября в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина состоялась проектная сессия и презентация выполненных работ.
 
Участниками были представлено 4 проекта:
  • Проект «ЭтноЗнаки: Место. Память. Песня». Проектная группа: Р.А. Агарков, Л.Н. Вердян, М.В. Гафин, Н.М. Лыгорева, Ю.А. Свиридова.
  • Проект «Волонтер в музее». Проектная группа: А.А. Анисин, Д.В. Барсукова, М.Б. Карева, Н.С. Лопатина, Н.А. Мелешкова, А.Б. Мельников, С.Ю. Хотенков.
  • Проект «Музей на ладони». Проектная группа: Н.В. Воробьева, Е.С. Земова, С.А. Потапкова.
  • Проект «Ерлинский эликсир». Проектная группа: Т.Р. Султанова.
Экспертной группой был определен победитель — им стал проект «ЭтноЗнаки: Место. Память. Песня». Его публичное представление состоялось 29 сентября, предваряя работу Всероссийской научно-практической конференции «Музеи как ресурс территориального развития».